ФГБДОУ «ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Абрамова Наталья Александровна, воспитатетль.
Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности Подготовительной группе «Чудо – магнит»Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности Подготовительной группе «Чудо – магнит»
Тема «Поможем героям сказок» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Систематизировать знание о магните и овладении основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Задачи: Образовательные: формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер). Учить приобретать знания посредством опытов, делать выводы, обобщения. Выяснить через какие материалы магнит действует. Познакомить, как человек использует магнит в жизни. Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, магнитное поле. Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение. Развивающие задачи: развитие познавательной активности детей. Развитие мыслительных операций, умение делать выводы. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать. Обогащать словарь детей словами: магнит, магнитная сила, магнитное поле, притягивает, примагнитились. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление Воспитательные задачи: воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Воспитание навыков сотрудничества. Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования. Методы и приемы, используемые на занятии: Словесный рассказ воспитателя. Беседа. Наглядный показ слайдов. Практическая исследовательская деятельность. Словарная работа: магнит, примагничивается, магнитное поле. Материал: 4 посылки, металлические и неметаллические предметы, фартуки, магниты, стаканчики с окрашенной водой. Ход занятия: - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! - Ребята, поздороваемся с нашими гостями! И пусть хорошее настроение не покидает всех нас целый день! Как вы заметили дети, наша группа выглядит сегодня необычно. Она превратилась в волшебную лабораторию маленьких умников и умниц. В нашей лаборатории вы узнаете много нового. Я вам предлагаю превратиться в маленьких ученых. Стук в дверь. Приносят посылку. Давайте посмотрим, что в ней? Да, здесь написано: «Для детей 8 группы» Посмотрите, что это? Какие-то камушки! А вы знаете, как называются эти волшебные камушки? Загадка: Бывает маленьким, большим, Железо очень дружит с ним, С ним и незрячий, непременно, Найдет иголку в стоге сена, Что же это такое? (магнит) Вот перед нами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит. Правильно – магниты! А волшебными их называют потому, что они совершают волшебство! Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Много лет назад люди нашли в горах минерал – камень черного цвета с красивым металлическим блеском, назвали его магнетит. Ученые считают, что название магнетит произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди стали делать из этого камня бусы, серьги, браслеты. Они даже считали, что он обладает лечебными свойствами: успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычные свойства магнетита – притягивать железо. Ребята, посмотрите, я попробую провести такой опыт. На столе лежит ключ, и он под воздействием магнитной силы передвигается по столу. Это говорит о том, что на него подействовала сила магнита. Мы можем сделать вывод, что ключ стал двигаться, потому что он железный. Предметы, которые притягивает магнит, называются магнетическими предметами. Предметы, которые не притягивает магнит – не магнетическими. Ребята, а теперь попробуем провести такой же опыт с не железным предметом. Берем пластмассовую деталь и пробуем её притянуть магнитом. Мы с вами увидели, что на пластмассу магнит не имеет магнетического влияния. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются. Давайте в этом убедимся на примере опыта. Показ детям действия разных полюсов. Дети самостоятельно пробуют провести опыт. У каждого из вас есть магнит. Опыт с магнитами: у каждого магнита есть два полюса, северный и южный. Северный полюс окрашен в синий цвет, а южный – красный. Разные полюса притягиваются (синий, красный), а одинаковые – отталкиваются (опыт в парах). Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет? Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».
Магнит- это камень холодный, твердый на ощупь и как по волшебству притягивает железные предметы. Выводы: Все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы. Воспитатель: Смотрите - да и в посылке еще есть письма! Давайте прочитаем первое письмо! Письмо №1 от золушки. «Ох, на бал пойти – так хотела! Но миски с крупами перебрать - не успела! От обиды плачу я! Помогите мне друзья! Злая мачеха перемешала все крупы с железными предметами! Опыт №1: Ребята, как помочь золушке? Ответы детей
Правильно! А помогут нам волшебные магниты! Ребята, а вы хотите сами попробовать и помочь золушке? Мы берём магнит и проводим им над нашей коробкой. Железные болтики притягиваются к магниту. ( Дети пробуют самостоятельно). Вывод: магнит притягивает железные предметы. Всё потому, что магнита есть магнитная сила! Она действует даже через крупы. Достаем следующее письмо. Письмо №2: от почтальона Печкина. «Дорогие дети! Я рассыпал скрепки! Что же делать? Как мне быть? Документы как скрепить? Опыт №2: Да дети - это проблема! И как он умудрился их рассыпать мелкие пластмассовые крышки? Ой, а там еще и бумажки какие-то! Но Печкину нужно обязательно помочь. Ребята поможем Печкину? Ребята берут магнит и проводят над контейнером. Мы видим, что только скрепки примагничиваются к магниту, а всё остальное на месте. Вывод: магнит притягивает только предметы из металла, у магнита есть магнитное поле (пространство вокруг магнита, которое притянуло все скрепки! Теперь Печкин может спокойно работать. Ребята, а у нас есть еще одно письмо Письмо№3 от золотой рыбки « Я золотая рыбка прошу вас об одном! Очистите от мусора мой лучший в мире дом!» Опыт№3 Посмотрите, как загрязнили пруд, в котором живет рыбка! Берем волшебные удочки! Стоп! Мы не будем ловить рыбку! Мы будем вылавливать мусор! Вывод: Что же мы интересного узнали о магнитах? -Магнит притягивает железные предметы. -Магнит имеет магнитное поле. -Магнит имеет магнитные силы, и они проходят через разные материалы. (Крупы, картон, пластмассу, воду) Физкультминутка: Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
Письмо №4 Письмо от Карлесона. Дети, мы знаем, где живет Карлесон? Дети: на крыше Письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Карлесон, который, живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной необычной вороной, которая у меня утащила все блестящие предметы. Я замахнулся на нее палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую-то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал ее отцепить, но она снова прилеплялась. Я ели – ели её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое? Ваш Карлесон. Ребята, мы теперь знаем, что это за предмет и как он действует. И можем Карлесону рассказать про магнит. Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом. А как вы думаете, где проводят опыты? Дети: Лаборатории. Воспитатель-Лаборатория – это- то место где проводят опыты и эксперименты. А вы хотели бы на некоторое время стать учеными - исследователями и побывать в такой лаборатории. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов? 1) Надеть специальную одежду. (Одевают фартуки) 2) Внимательно слушать взрослого. 3) Быть осторожными (ничего не брать в рот)
2 Опыт: Для этого опыта нужны послушные и сильные руки. Пальчиковая гимнастика: Раз - котёнок самый белый, Два - котёнок самый смелый, Три - котёнок самый умный, А четыре - самый шумный. Пять похож на Три и Два – Те же хвост и голова, То же пятнышко на спинке, Так же спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята - Раз, Два, Три, Четыре, Пять! Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать. (загибаем пальчики, поглаживаем каждый) Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед вами пластмассовые кружочки, как вы помните, но магнит не притягивает пластмассу. Я предлагаю вашему вниманию опыт с пластмассой, и вот чудо, а магнит притянул её. Как вы думаете, что за чудо? Ребята, а посмотрите внимательно окантовка у кружочка железная. Выводы детей, почему магнит притянул кружочки. Воспитатель: Ребята, а теперь, я вам предлагаю без помощи рук вынуть металлический предмет из стакана с водой. Опыт: Все ли притягивает магнит Выводы: Магнит притягивает лишь металлические предметы. Воспитатель: А знаете ли вы, в каких предметах люди используют магнит? Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (Слайд) Изготавливать пластиковые карточки (слайд) Диски (слайд) Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. (Слайд) А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (Слайд) Вот так широко использует магнит человек в повседневной жизни. Итог: Воспитатель: Ребята, вам понравилось проводить опыты? Что нового вы узнали о свойствах магнита? - Магнит притягивает металлические предметы. - Магнит имеет магнитную силу, и она проходят через разные материалы: гречку, бумагу, пластмассу, воду. Магнит тяжелый, твердый, холодный, притягивает металлические предметы, магнитная сила действует сквозь песок, воду, стекло.
Ну что же дети, сегодня вы совершили много добрых поступков. Помогли героям из разных сказок. А вы знаете, когда люди делают добрые дела, они становятся добрее. Поэтому – будьте добрыми, дружными и помогайте друг другу. Ну что ребята, вам понравились наши проведенные опыты и выполненные задания? На этом наше путешествие в мир магнитов закончилось. Спасибо за внимание.
2 мая 2022 в 13:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.