ФГБДОУ «ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Абрамова Наталья Александровна, воспитатетль.

Роль головоломок в развитии личности ребёнка.

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD 

Роль головоломок в развитии личности ребенка дошкольника.

Особое место среди используемых в нашем детском саду развивающих игр логико-математического содержания мы отводим плоскостным головоломкам - играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа с головоломками – увлекающая детей игра, экспериментирование - деятельность, не перегружающая детей ни умственно, ни физически.

1. использование головоломок помогает развитию познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, активизируют скрытые интеллектуальные возможности, активизируют их.

  Дети усваивают эталоны сенсорной культуры: форма, величина, цвет, особенности материала. От уровня сенсорного развития детей зависит успешность освоения игры. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры.

Можно проводить с детьми игру «Найди нужную деталь на ощупь по названию»

  Для развития памяти можно  предложить детям следующее задание: продемонстрировать ребенку несложный образец в течение 20-30сек,убратьего и предложить собрать картинку по памяти.

Для развития воображения – сложить наугад 2-3 детали, обвести их и подумать, на что похож получившийся контур. Дорисовать недостающие детали так, чтобы догадка стала очевидной  окружающим; придумать, собрать, назвать и зарисовать собственную фигуру.

  Дети овладевают логическими операциями: умением анализировать образец, сравнением, комбинаторными способностями, классификацией, обобщением – построением простейших логических суждений.

2. игры в головоломки способствуют развитию творческих способностей, творческого мышления: гибкость, беглость, оригинальность, продуктивность мышления.

3. способствуют развитию речи детей.

 Ребенок рассказывает о своем замысле, по определенному плану анализирует образец, рассказывают о порядке действий, о полученном результате - развивается логика связной речи.

- Используя головоломки, мы решаем многие задачи работы по ознакомлению с окружающим.

  Богатая тематика изображений, которые можно собрать из деталей головоломок, позволяет вводить детей в различные миры: мир геометрических форм,  мир материалов (у нас в детском саду по аналогии деревянных головоломок сделали головоломки из других материалов (пластмассовые, картонные, тканевые, кожаные), мир растений («Джунгли»), мир животных,

мир транспорта («Листик, «Пифагор», «Сфинкс»), мир профессий («Город мастеров»), мир букв, цифр («Танграм») и др.

  Показываем безграничность знания и знакомим со способами получения новых знаний.

 Интенсивность – постоянство использования.

 В развивающей среде всегда присутствуют какие-нибудь головоломки. Учитываем этот принцип и при планировании работы: игры- головоломки планируем в утренний отрезок времени во время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, включаем как часть занятия, в пятницу после сна проводятся вечера развивающих игр.

Новизна, вариативность.

Показываем детям разные варианты одной и той же игры. То составляем изображение по предложенной загадке, то сначала конструируем предмет, а затем придумываем словесные загадки, рассказы, сказки, можно предложить загадки - пентанимы. Используем  различные способы изменения сюжета знакомых сказок. Предлагаем дорисовать сюжет, штриховка изображения и др. варианты

Сложность

Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, возможности, уровень подготовки

 - Поэтапное освоение игры.

 - В одной возрастной группе подбор игр, заданий для разного уровня детей (наличие схем расчлененных изображений в масштабе 1:1, уменьшенном масштабе;

схемы силуэтных (нерасчлененных) образцов в масштабе 1:1, уменьшенном масштабе.

Необычность

-Проведение вечеров загадок с использованием головоломок

- придумывание сказок

- игры- путешествия в различные миры (в джунгли –игра «Джунгли», в мир профессий – игра «Город мастеров»

- конкурсы  «Кто придумает самое необычное животное»

                   «Песня в день рождение» - на день рождение пришли животные (дети составляют их изображения.  Затем  договариваются, какую песенку дарят в подарок имениннику, и каждое животное исполняет ее на своем языке;  «животные» могут дарить разные песенки – конкурс «Угадай мелодию» и др.

- соревнования («Кто быстрее соберет…»)

- праздники (детские, совместные с родителями, совместные со школой)

- в детском саду работает клуб развивающих игр.

Изменчивость

Из фигур одной игры можно создавать различные предметы

 Игры с геометрическими фигурами.

Старшая группа

 Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: способствовать закреплению названий геометрических фигур, умения определять их на ощупь. Материал: мешочек, геометрические фигуры разного цвета и размера (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, четырёхугольники) Ход игры: у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например: " Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. Д.

Дидактическая игра «Подбери предмет к геометрической фигуре»

Цель: формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру с формой предмета. Материал: геометрические фигуры, подборка предметов разной формы. Ход игры: дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель катит мяч по кругу. Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, воспитатель называет геометрическую фигуру, ребёнок находит её и предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается: если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

 Дидактическая игра «Конструирование по схеме» Цель: развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста. Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя. Ход игры: детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится. 2.5. Дидактическая игра «Танграм» Цель: формировать умение составлять из геометрических фигур архитектурные строения. Материал: квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей, карточки образцы. Ход игры: на каждого ребёнка раздаётся один танграм (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу.

Дидактическая игра. «Колумбово яйцо» Цель: формировать умение анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления. Материалы: овал, разрезанный на 10 частей, карточки – образцы. Ход игры: на каждого ребёнка раздаётся одно колумбово яйцо (10 частей). Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные изображения фантастического животного по образцам и по собственному замыслу.

 Дидактическая игра «Сломанная машина»

 Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части. Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали. 2.8 Дидактическая игра. «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. Материал. Фланелеграф, геометрические фигуры. Ход игры: На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет»

 Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательнодвигательного обследования геометрических фигур. Материал. На полочках подставки размешены модели геометрических фигур. На 3 полосках - модели этих же фигур, но меньшего размера. Подносы закрыты салфетками. Ход игры: На подставке расставлены модели геометрических фигур. В. говорит детям: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Те, кого я вызову, должны найти на ощупь под салфеткой такую же фигуру, на какую я укажу. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее». (Вызывает сразу по 3 человека). 2.10. Дидактическая игра «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур. Ход игры: Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

Дидактическая игра. «Сгруппируй фигуры»

Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам. Ход игры: В. предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой, затем спрашивает: «Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников? (кругов)». Дети группируют фигуры. «Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? (овалов, треугольников, прямоугольников). Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Каких фигур поровну? Как еще модно сгруппировать фигуры? (по цвету). Сколько будет групп?». (Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру).

Дидактическая игра «Раздели правильно» Цель: находить рациональные способы деления геометрических фигур. Ход игры: В. предлагает детям подумать, как можно по-разному сложить узкие полоски, чтобы разделить их на 4 равные части. После того как дети разделят, педагог выясняет, какой способ удобнее. Затем предлагает по- разному разделить квадрат на 4 части. В заключение В. вместе с детьми делает вывод о том, как удобнее делить на 4 равные части узкую полоску и квадрат.

 Игра «Назови одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.).

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры, одним словом.

Игра «. Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т. д.) двух размеров - большие и маленькие.

Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.

3. Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

Игра «Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры накарточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

 Игра «Кто больше увидит?» 

На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети ни повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит, и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.

Игра «Посмотри вокруг»

Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и. т. д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Игра «Геометрическая мозаика» 

Цель: предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

 Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Игра «Найди свой домик».

Дети получают по одной модели  геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг, крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.

 Игра «Назови геометрическую фигуру»

Цель: Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры.

Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.

Игра «Найди предмет такой же формы»

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т. д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

Игра «Что подходит?»

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.

Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3»«4».

Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос,: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).

 Игра «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

17 апреля 2023 в 22:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.