ФГБДОУ «ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Абрамова Наталья Александровна, воспитатетль.
«Слушание музыки различных жанров» В подготовительной группе
Конспект итогового музыкального занятия в подготовительной группе Тема: «Слушание музыки различных жанров» Цель: Закрепить интерес к слушанию произведений разного жанра ихарактера, желание высказываться о них. Обогащать музыкальное и художественное воспитание детей, развивать эмоциональную отзывчивость у них на произведения различного характера. Совершенствовать навыки выразительного движения под музыку. Задачи: Продолжать учить понимать изобразительный характер музыки, слышать средства музыкальной выразительности. Продолжать учить различать отношение настроений в музыкальных произведениях, развивать умение самостоятельно определять характер произведения. Продолжать знакомить детей с инструментами симфонического и духового оркестра. Ход занятия Под музыку марша В. Агапкина «Прощание славянки» дети заходят в зал и садятся. М. р.: Ребята, какая красивая музыка сейчас звучала! Какой же характер у этого произведения? Дети: бодрый, решительный, торжественный. М. р.: А к какому жанру можно его отнести? Дети: Это марш. М. р.: А кто мне скажет, какой композитор написал его? Дети: Василий Агапкин. М. р.: Молодцы, правильно. Это произведение написано композитором В. Агапкиным более 100 лет назад, но и сейчас, в наше время мы слышим его очень часто. Ещё во время Великой Отечественной войны он звучал, когда солдаты уходили на фронт сражаться с фашистами-захватчиками. Но и сейчас, в мирное время из года в год, отмечая «День Победы» мы можем слышать его на всех площадках в исполнении духового оркестра. А вы знаете, какие инструменты звучат в духовом оркестре? Дети: перечисляют инструменты духового оркестра М. р.: А сейчас - музыкальная загадка. Звучит произведение П. И. Чайковского «Масленица». М. р.: Вы узнали это произведение? Дети: это «Масленица». М. р.: А какой композитор его написал? Дети: П. И. Чайковский. М. р.: На нашей выставке портретов композиторов есть и его портрет. Покажите его, пожалуйста. Дети показывают. М. р.: А теперь давайте дадим характеристику этому произведению. Дети: У этого произведения озорной, весёлый характер. М. р.: Да, верно. Эта пьеса рисует в нашем воображении яркую картинку праздника, на котором царит всеобщее веселье. А какой же по составу оркестр исполняет это произведение? Дети: Это произведение исполняет симфонический оркестр. М. р.: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Выбери свой инструмент». Проводится дидактическая игра. На столе лежат карточки с изображением различных инструментов. Вызываются двое детей, один, из которых, выбирает карточки с изображением инструментов духового оркестра, а другой-с изображением симфонического оркестра. В последствии дети рассказывают о тех инструментах, которые выбрали. Если ответы неправильные, другие дети исправляют и дополняют ответы. М. р.: Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с известным немецким композитором Робертом Шуманом (показываю портрет композитора). Им было создано очень много разных произведений, в том числе и произведений для детей. Одним из таких произведений является «Альбом для юношества», в котором Р. Шуман раскрывает мир детских радостей и огорчений, удивительный мир сказок. Сейчас вы услышите одну из пьес этого альбома, которая называется «Смелый наездник». Что вы сможете сказать о характере музыки? Дети: Она весёлая, решительная, смелая. М. р.: Можно ли об этой музыке сказать, что она бодрая, энергичная, стремительная? Ответы детей. М. р.: Эта музыка рассказывает нам об отважном и смелом наезднике. Не может быть другого характера, верно? Предлагается детям ещё раз прослушать пьесу и рассказать о том, какие картинки она рисует в их воображении. М. р. : Вот какие чудесные произведения создают для нас композиторы. А вы и сами можете стать композиторами. Давайте попробуем! Мы сейчас поиграем в игру «Закончи песенку». Я вам буду петь начало песни, а вы допевайте её конец. 1. Я стояла у ворот Вижу, муравей ползёт. 2. У кота - Воркота Колыбелька хорошо. 3. Я иду с цветами, Я несу их маме. (При пении песен прошу детей показывать высотность звуков рукой) М. р.: Вот видите, может быть, кто- то из вас тоже будет великим композитором! А сейчас я предлагаю вам послушать музыку совсем другого характера. И для этого я приглашаю девочек на середину зала на середину зала попробовать изобразить движениями звучащую музыку. (Звучит вальс Г. Свиридова, дети импровизируют под музыку). М. р.: Молодцы, девочки, а теперь скажите, к какому музыкальномужанру можно отнести это произведение. Дети: к танцу. М. р.: Молодцы, а к какому именно? Дети: к вальсу. М. р.: А написал этот чудесный вальс композитор Г. Свиридов. Если вы внимательно слушали, то должны были услышать части этого вальса. Кто скажет сколько их? Дети: В этом вальсе 3 части. 1 и 3 совершенно одинаковые. Характер их нежный, ласковый, легкий. А 3 часть – отличается по характеру. Она более спокойная, прозрачная, задумчивая. М. р.: Да, правильно ребята. Вы, верно, определили части и характер вальса. А сейчас - игра. Игра на динамику. Кто-то из вас попробует найти спрятанную игрушку, используя динамику звучания. Чем громче будет музыка, тем ближе вы к цели. Игра проводится 2-3 раза. М. р.: На этом занятие окончено. Спасибо вам за успешную работу! Вы сегодня услышали несколько новых произведений, вспомнили ранее услышанные, поиграли в игры. А сейчас мы выйдем из зала под наш любимый марш. Дети выходят под марш «Прощание славянки» 29 мая 2023 в 09:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.