ФГБДОУ «ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Абрамова Наталья Александровна, воспитатетль.

Дидактические игры, подвижные игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина» Для детей 2 – ой младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп

 

Младший дошкольный возраст.

Строим дом.

Цель: умение определять отношения пяти предметов по высоте.

Материалы: 5 столбиков разной высоты (палочки Кюизера) на каждого, игрушка дом.

Описание: дети сидят за столами, на которых лежат 5 столбиков разной высоты (палочки Кюизера) на каждого.

- С вами бревнышки возьмем

Будем строить новый дом.

- А чтобы построить новый дом, нужно сначала правильно расставить все бревнышки (столбики). Поставьте их в ряд, начиная с высокого. Дети ставят бревнышки (столбики) в ряд. Один ребенок делает это на столе у воспитателя.

- Как вы поставили бревнышки для строительства дома? (Высокое, низкое, ниже, еще ниже, самое низкое.)

- Молодцы, бревнышки рассортировали, теперь строители могут построить дом быстро. Воспитатель ставит на стол готовый дом – игрушку. Этот дом можно обыграть, привезти на машине к нему только те игрушки, которые в него войдут по размеру, высоте. Игрушки для дома можно подбирать с помощью мерки, путем приложения.

Найди такое же колечко.

Цель: упражнять детей в нахождении двух предметов одинаковой величины, как путем наложения их друг на друга, и на глаз.

Материалы: две одинаковые пирамидки.

Описание: воспитатель берет две одинаковые пирамидки, снимает кольца с одной из них и раскладывает их по комнате. Кольца с другой пирамидки он раздает детям и просит каждого получившего кольцо найти такое же кольцо, среди разложенных колец на полу. Воспитатель наблюдает, как дети справляются с заданием, помогает им путем наложения колец друг на друга установить их равенство.

Найди елочки.

Цель: формировать у детей умение сравнивать предметы путем наложения или приложения, дать понятие о том, что для сравнения предметов по величине можно использовать промежуточный предмет.

Описание: на столе расставлены елочки – высокие, пониже и низкие. Это лес. Воспитатель раздает детям по палочке – одним такой же длины, как высокая елочка, другим, как та, что пониже, а третьим – такую палочку, как низкая елочка.

Воспитатель просит каждого из детей пойти в лес и срубить к новогоднему празднику елочку, высота которой должна равняться длине имеющейся у него палочки (дети прикладывают свои палочки к елкам и находят нужную по высоте).

 

 

 

 

Вторая младшая группа

«Длинное - короткое»

Цель:  закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат сравнения словами: «длинный» - «короткий».

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание. В гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски.                                                                                                                             Воспитатель говорит: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати. Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров).   Затем воспитатель подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая,  т. е. дает название качества величины - длина.                                                                                                            Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный – для мишки, короткий – для куклы Кати) и завязать их.                                                                                                                                             Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать нарядными и уходят в гости.

«Осенние листочки»

 

Дидактические задачи:учить собирать целое из частей; закрепить знания о цвете, величине;  развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику; развивать мелкую моторику рук; развивать речь.

Материал: из цветного картона (зеленого, желтого, красного, оранжевого), вырезать кленовые листочки, размером (большой - маленький), по паре.  Каждый листочек разрезать пополам, одну пару оставить неразрезанной для образца.

Вариант 1.  «Собери листочки»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать зрительное внимание, мышление, творческое воображение.

Ход игры:  Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины.

 - « Подул сильный ветер,  и разлетелись листочки.  Давай их соберём».

Вместе с ребенком  сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

Вариант 2.  «У кого такой листок?»

Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать речь, обогащать словарь.

 Ход игры: Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы  сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т.д.)

Следующие варианты игры с собранными листочками.

Вариант 3. «Большие и маленькие листочки»

Цель: закрепить знание величины, закрепить понятия: большой – маленький

Ход игры: Взрослый кладет на стол два листочка  и  предлагает ребёнку, около большого листочка положить большие листочки, около маленького листочка  – маленькие.

Вариант 6. «Покажи  листочек»                                                                                                                        

Цель: закрепить умение детей различать и называть цвета, размер; закрепить понятия «большой», «маленький».

 Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку найти листочек с определенным цветом и размером.  

- «Покажи большой красный листочек».  

- «Покажи маленький зелёный листочек» и т.д.  

Вариант 7. «Назови листочек»

Цель: закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый) и величину (большой и маленький), развивать речь.

Ход игры:  Взрослый показывает на листочек, а ребенок называет какого он цвета и величины.

Подвижная игра на закрепление понятия «Величина»

Подвижная игра «1, 2, 3, листочек собери!»

Задачи: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание;  развивать мышление,  закреплять знания о цвете и величине, развивать слуховое и зрительное восприятие. 

Ход игры:  Взрослый раздает детям  по одной половинке от разрезанных картинок.  Дети  ходят по площадке. По сигналу разбегаются и бегают в любом направлении. На сигнал «1, 2, 3 листочек собери»  встают парами. (Используется музыкальное сопровождение).

Дидактические игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»

Средняя группа

«Веселые матрешки»

Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты, располагать их в определенной последовательности – в порядке нарастания величины; использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов (самая высокая, высокаяпониже, еще ниже, самая маленькая); сравнивать предметы; обозначать результат сравнения по высоте «одинаковые».

Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Содержание. Игра проводится с группой детей (4 человека). По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я – Маша, а я - Глаша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая, какая высокая, какая пониже, какая еще ниже и какая самая маленькая? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Воспитатель просит сравнить пары матрешек. Затем спрашивает: «одна матрешка высокая и другая высокая, значит они какие по высоте?» (Одинаковые). Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят их вернуться. Матрешки появляются, дети ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

«Прятки»

Цель: практическое знакомство с величиной.

Материал: кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера.

Ход игры: Перед ребёнком разложены кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера. Взрослый просит ребёнка спрятать маленький шарик в ладошке, шарика не видно; затем ещё маленький предмет прячется в ладошке, проводится игра «Ку-ку». Далее даём большой шарик и тоже просим его спрятать, не получается. Делаем вывод, что маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет.

«Строители»

1 вариантЦель: сортировать предметы по размерам.

Материал: игрушечная машина кубики большие и маленькие (можно взять детали «лего»).

Ход игры: На машине привозим кубики большие и маленькие.

- «Превращаемся» в строителей и строим дома-башенки: один дом для медведя из больших кубиков, а другой для зайчика - из маленьких кубиков.

Желательно обыграть «медведя» и «зайца» с помощью стихотворения:

«У медведя дом большой (разводим руки),

А у зайца маленький (соединяем ладошки).

Наш медведь домой пошёл (изображаем походку медведя),

А за ним и заинька (прыжки)».

2 вариант. Цель: закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».

Материал: игрушечная машина, кубики одинакового размера.

Ход игры: На машине привозим кубики одинакового размера.

Взрослый строит две одинаковые по высоте башни и рассказывает малышу, что башни одинаковые. Потом убирает или добавляет детали и опять рассказывает,

что теперь башни разные одна высокая, как папа (как дерево, как фонарный столб), а другая низкая, как сынок (как дочка, как цветочек).

Важно: провести зрительное сравнение по высоте окружающих ребёнка предметов.

Предлагайте детям строить низкие, высокие и одинаковые башенки.

«Накормим кукол»

Цель: учить сортировать предметы по размерам.

Материал: большая и маленькая куклы, грецкие орехи и фундук.

Заранее подготовить большую и маленькую кукол, грецкие орехи и фундук. Важно: игрушки должны быть объёмные, плоскостные картинки не подходят.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение:

«Сидит кукла на тележке, продаёт она орешки» и достаёт большую куклу.

- Посмотри к нам пришла кукла и принесла орешки. Пока ребёнок рассматривает орешки, появляется маленькая куколка.

Взрослый побуждает ребенка сравнить кукол по размеру и затем поделить орешки: большой кукле - большие грецкие орехи, а маленькой куколке - маленькие, фундук. Далее можно орешки посчитать и покатать ладошками для развития мелкой моторики.

Дидактические игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»

Старшая группа

«Сломанная лестница»

Цель: закреплять умение замечать нарушения в равномерности нарастания величин, развивать глазомер.

Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1x15. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

«Сложи дощечки»

Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной ширины, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Один набор находится на одном столе, другой набор на втором столе. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола (за разными столами). Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна - по убывающей ширине, другая - по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к набору с дощечками и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

«Палочки в ряд»

Цель: закреплять умение находить предметы длиннее, строить последовательный ряд по величине, развивать глазомер.

Материал: палочки разной длины. Можно вырезать тонкие полоски из картона разной длины.

Содержание. Воспитатель раздает детям материал и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет Воспитатель.

Подвижные игры на закрепление понятия «Величина»

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста

«Перепрыгни через ручеек»

Цель:  закрепить представление детей о ширине : широкий, поуже, еще ужу, самый узкий.

Материал. Две одинаковые по длине веревки или скакалки.

Ход игры. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Воспитатель делает из двух веревок (скакалок) ручеек. Сначала он кладет веревки (скакалки) параллельно друг другу на большом расстоянии –  широкий ручеек. Говорит детям: «Посмотрите, ребята, какой широкий ручеек. Кто сможет перепрыгнуть через него?» Дети друг за другом перепрыгивают ручеек.                                                                                                                                                 После того, как все дети перепрыгнули, воспитатель делает ручеек поуже. Говорит, что теперь наш ручеек стал поуже. Дети снова перепрыгивают друг за другом через ручеек.                                                                  Игра продолжается – воспитатель делает ручеек еще уже, обращая внимание детей на ширину. Дети снова перепрыгивают через ручеек. В конце воспитатель делает самый узкий ручеек, обращает внимание на ширину. Дети перепрыгивают через него.

Усложнение. Ручейки, которые «еще уже» и «самый узкий» можно попробовать перепрыгнуть на одной ноге.

«Арка»

Цель:  закрепить представление детей о высоте: высокая, пониже, еще ниже, самая низкая.

Материал. Веревка или скакалка.

Ход игры. Воспитатель выбирает себе из детей одного помощника (в этой игре также может помогать няня). Воспитатель и ребенок – помощник встают напротив друг друга на расстоянии и держат в руках веревку (скакалку) – это арка. Остальные дети выстраиваются в колонну друг за другом. Сначала воспитатель и ребенок – помощник делают высокую арку (на уровне вытянутой руки ребенка). Воспитатель говорит: «Ребята, посмотрите, какая у нас высокая арка. Пройдите под ней!». Дети проходят под аркой.                                                                                                                                                                    Игра продолжается – каждый раз воспитатель и ребенок – помощник меняют высоту арки: пониже, еще ниже, самая низкая. Воспитатель обращает внимание детей на высоту. Ребенок должен пройти под аркой, не задев веревку головой. Дети проходят друг за другом.                                                                              

 Варианты игры:                                                                                                                                                                                         1. Тот ребенок, который задел веревку, становится на место ребенка – помощника и теперь он держит веревку.                                                                                                                                                                        2. После того, как прошли все дети, другой ребенок сменяет того, кто держал веревку и игра начинается заново.

Подбери по величине.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

Материалы: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) 2-х размеров: большие и маленькие.

Описание: учитель кладет на стол 2 круга. Около большого круга ученики кладут большие фигуры, а около маленького круга – маленькие. Кто ошибся, тот получает фант. Выигрывает тот, кто не имеет фантов или имеет наименьшее количество.

Игра проводится с небольшой группой детей (6-7 человек).

Игра с матрешками.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

Материал: матрешки.

Описание: матрешки учитель раскладывает на столе, вокруг которого сидят 4-5 детей.

Первый ученик берет самую большую матрешку и говорит «Это самая большая матрешка», следующий ученик берет матрешку поменьше и ставит рядом, приговаривая «Это матрешка поменьше» и т. д. Последний ученик ставит самую маленькую матрешку. Если ученик ошибется, то он пропускает ход и получает фант. По окончанию игры фанты подсчитываются. Выигравшим считается тот, у кого наименьшее количество фантов или и нет совсем. Он и вкладывает матрешку в матрешку.

Что в руке?

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

Материалы: природный материал (шишки, камешки, желуди и т. д.)

Описание: учитель вкладывает в руки ученика 2 однородных предмета, различных по величине, например 2 шишки: большую и маленькую. Ученик, не глядя, должен сказать в какой руке (правой или левой) большая шишка, а в какой маленькая. Затем ученик должен проверить правильно ли он сказал.

Игра с кругами.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам, развитие пространственных представления учащихся.

Материалы: круги большие и маленькие (радиусами соответственно 1 см и 2 см). общее количество кругов равно количеству учеников в классе, но больших кругов в два раза дольше, чем маленьких.

Описание: учитель показывает детям 2 круга – большой и маленький. Ученики различают их по величине. После этого учитель раздает круги учащимся. Получая круг, ученик должен назвать, большой это круг или маленький. Затем учитель предлагает ученикам, которые получили большие круги, построится с лева от него, а остальным – перед ним. Теперь ученики должны выполнить задание. Взять в левую руку большие круги. Взять в правую руку маленькие круги. Круги. Поднять круги в верх. Опустить круги в низ. Положить большие круги в большую коробку. Положить маленькие круги в маленькую коробку.

Игра в лото.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Развитие внимания, наблюдательности, совершенствование зрительных восприятий, моторики. Научить дифференцировать предметы по величине, сопоставлять, сравнивать.

Материалы:

1)Карточки (8см x 4см, которые разделены на четыре равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или геометрические фигуры разных размеров.

2)Трафареты предметов или геометрических фигур. Равные по величине нарисованным на карточках.

Описание: каждый ученик должен подобрать к нарисованному на карточке предмету такой же величины трафаретку. Затем учитель проверяет, правильно ли дети расставили трафаретки на карточках лото. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.

Что изменилось?

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Совершенствование зрительных восприятий ребенка, его памяти, научить ребенка давать полные ответы, развивать его речь, обогащать словарь.

Материалы: трафаретки больших и маленьких яблок, листьев, деревьев.

Описание:

Вариант 1. На наборном полотне учитель выставляет большое яблоко красного цвета, маленькое яблоко зеленого цвета; большой кленовый лист желтого цвета и маленький березовый лист зеленого цвета. Ученикам предлагается закрыть глаза. Учитель быстро убирает маленькое яблоко зеленого цвета. Что изменилось? Ученик должен дать полный ответ: «Нет маленького яблока зеленого цвета».

Начинать такую игру следует с небольшого количества предметов (например, с двух). Чтобы усложнить игру, количество предметов надо увеличить.

Для включения в игру всех учащихся следует учитывать индивидуальные возможности каждого ученика. Для более слабых следует давать упрощенные задания. Например, из двух или трех предметов убирают один наиболее яркий предмет (или его изображение).

Данную игру можно провести на различение предметов по длине, ширине, высоте (длинная и короткая лента, широкий и узкий пояс и т. д.)

Например, на столе учитель раскладывает предметы: две ленты, одинаковые по шири

не, но одна длинная, другая короткая. Две полоски бумаги: одна широкая другая узкая, но длина одинаковая.

Вариант 2. Учащиеся рассматривают предметы, сравнивают их по величине. Затем учитель предлагает одному из учеников стать спиной к столу и убирает один из предметов.

Повернувшись, ученик должен сказать, какой предмет убрали, и какой он был по величине.

Вариант 3. Глаза закрывают все ученики, а один убирает в это время какой-либо предмет, а затем спрашивает: «что изменилось».

Количество предметов, различных по величине, можно постепенно увеличивать.

Что спрятано в мешочке?

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Научить детей различать большие и маленькие предметы, сравнивать, сопоставлять и контролировать себя.

Материалы: Мешочек, в который складываются большие и маленькие шары, кубики, пуговицы, монеты и т. д. образцы таких же предметов соответствующего размера выкладываются на столе – они предназначены для контроля правильности выполнения задания.

Описание: ученику предлагается достать из мешочка большой кубик. Ученик, не глядя в мешочек, на ощупь отыскивает в мешочке большой кубик и достает его. Затем сравнивает по величине это кубик с кубиком, который лежит на столе.

Игру следует проводить систематически, можно связать ее с различением геометрических фигур.

3 медведя.

Цели: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Научить дифференцировать предметы по величине, соотносить предметы, учитывая их величину. Развивать способность учащихся сопоставлять, сравнивать, наблюдать.

Материалы: 3 плюшевых медведя – большой, поменьше, маленький; 3 стула, 3 миски, 3 ложки, 3 кровати соответствующей величины.

Описание: учитель рассказывает сказку о 3 медведях. Дети должны распределить 3 медведям в соответствии с величиной все предметы.

Дидактические игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»

Подготовительная к школе группа

«Новогодние елочки»

Цель:  закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины - мерки.

Содержание. Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Давайте мы с вами поедет в лес, и каждый найдет там елочку,  по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

Д/И «Посадим ели»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»

Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».

Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.

Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

 

 Д / и «Посадим елочки в ряд»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.

Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.

Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

Д / и «Найдем шарфики для

Незнайки и Карандаша»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).

Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

 «Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.                  

Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.                                                                          

Ход занятия: В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

 

«Поездка»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

Материал. Наборное полотно, 8 больших треугольников, 8 - маленьких.

Содержание. В. рассказывает: «Ребята, в детский сад я ехала на трамвае. В вагон вошли школьники: девочки и мальчики. Были свободные места и мальчики уступили их девочкам. Все девочки сели рядом, а мальчики стали вдоль всего вагона. Девочек я обозначу маленькими треугольниками, а мальчиков большими. Кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек? Как догадались? Какое число больше (меньше)? Почему некоторые дети подумали, что мальчиков больше? Как доказать, что число 8 больше 7, а 7 больше 8.» 0дин ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими, точно один под один. В.заключает: « Мы с вами увидели, что число предметов не зависит от места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких предметов больше, а каких меньше, надо считать предметы и сравнивать их число».

 

 «Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Материал. 6-8 коробок разного размера.

Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

 «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

Материал. Наборное полотно с 2 полосками, 10 больших 10 маленьких кубов,

Содержание. В. обращается к детям «Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы их считайте! Сколько кубов я поставила? (8 ). Закройте глаза! (На каждый большой куб помешает маленький). Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила? Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких кубов и больших кубов поровну! Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше чем больших. Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб). Каких кубов стало больше? Сколько их? каких меньше? Сколько их? Какое число больше? (меньше?). Что нам надо сделать, чтобы больших и маленьких кубов стало опять поровну?

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

Материал. Наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук), карточки с 2 свободными полосками.

Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим расположены по 6 рисунков маков и астр. В. говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак). Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше)? Как доказать, что маков больше? Какое число больше? (меньше:6 или 7? ) Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, - чем астр?

«Достань мяч»

Цель: закрепить понятие величины.

Содержание. В.  играет с детьми, а затем прячет мяч и предлагает его достать. Мяч прячут то высоко, то низко. Сначала мяч лежит высоко на шкафу. Перед детьми стоит задача — принести мяч и продолжить игру. Но мяч лежит высоко, и достать его, протянув руку, невозможно. Здесь важно, чтобы дети смогли проанализировать условия задачи и найти правильное решение. Хочется продолжить игру, но для этого нужен мяч. В обсуждении того, почему трудно достать мяч и как это можно сделать, принимают участие все дети. 0ни предлагают разные способы: подставить стул, достать мяч палкой, подпрыгнуть и т. д.; поиске средств достижения цели выполняется важная мыслительная задача.

«Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Материал. По 7 полосок разной длины и ширины.

Содержание. В. предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

28 июня 2023 в 22:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.