ФГБДОУ «ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Абрамова Наталья Александровна, воспитатетль.

Конспект в старшей группе по развитию речи на тему: «Осень Золотая»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Осень золотая»

.

Цель: Закрепление знаний детей об основных признаках осени.

Задачи:

- Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

- Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень».

- Учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

- Упражнять в составлении рассказов;

- Развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Форма занятия: непосредственно-образовательная деятельность.

.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением осени, карточки для игры «Подбери признак», мяч, сухие березовые и кленовые листья, ватман, клей, кисточки, салфетки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы об осени; игра «Подбери предмет по признаку»; наблюдения за деревьями и живой природой на прогулке; рассматривание картин и иллюстраций с изображением осени.

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения;

Практические: дидактические игры и упражнения.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, кружатся, засыхают, ранняя, золотая, поздняя, небо хмурое, пасмурное.

 

Ход занятия

Организационный момент :

Воспитатель загадывает детям загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их.

- Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).

- Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя). Садятся на ковер.

Основная часть

Чтение рассказа «Осень».

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце все реже и реже светит. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Воспитатель: Ребята, а после какого времени года наступает осень?

(после лета).

Что происходит с солнцем? (светит все реже и реже)

- А какое небо осенью? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

- Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют и опадают)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

- С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

- Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)

- Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)

- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, забираются под кору деревьев).

- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж.)

- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

- Как люди одеваются осенью? (Одевают куртки, шапки,резиновые сапоги)

Молодцы, ребята! А теперь давайте с вами немного разомнемся:

Физкультминутка:

Листья падают, летят, настоящий листопад (плавно машут руками вверх и вниз)

Листья падают, кружатся, листья на траву ложатся (кружатся вокруг себя и приседают)

Ветер с листьями играет, поднимает, опускает (машут руками вверх, вниз)

Тучка прилетает листья поливает (трясут кистями рук)

Но мы не будем унывать, все -равно пойдем гулять! (Ходьба на месте)

Предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «Подбери признак»:

Дети подходят к круглому столу и по очереди подбирают признаки к слову «осень», используя карточки с изображением осенних явлений (озвучивают их).

Осень (какая) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная и т. д.)

Молодцы! А теперь, прежде чем приступить к следующей игре нам надо размять пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев)

Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно по привычке («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох! (один хлопок)

И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

Проводится дидактическая игра «Подбери слова»:

Дети встают в круг, а воспитатель им по очереди кидает мяч.

Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.

– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.

– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет.

– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают.

– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.

– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью сбрасывают листья.

– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Ребята, скажите, почему осень называют золотой? (ответы детей). Я вам предлагаю сделать аппликацию из осенних листьев и украсить ей нашу группу.

Дети выполняют аппликацию из сухих листьев. Звучит музыка П,И. Чайковского «Времена года. Осень».

Итог:

Молодцы, ребята! Вы все очень постарались и посмотрите, какая красивая аппликация получилась.

О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)

Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Молодцы, всем спасибо!

25 сентября 2024 в 10:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.